4x4 клуб г. Улан-Удэ "Номад"
Общие форумы => Болталка => Почиталки => Тема начата: garma от Января 05, 2011, 10:52:38 am
-
В преддверии наступления нового сезона хотелось бы обратить ваше внимание на работу с хайджеком. Возможно, все вы это знаете, но не всегда используете (иногда такООе увидишь!). Вот рекомендации А.Форосенко - руководителя 4х4tyr
Думаем, нелишним будет почитать, чтоб не "изобретать велосипед" и не "наступать в сотый раз на грабли" непосредственно по месту использования данного девайса.
Алгоритм работы с Хайджеком (Реечным домкратом).
Модели хайджеков.
Как он работает?
От теорий - к делу!
Модели хайджеков.
Стоит сказать что Хайлифт, он же Хайджек, он же реечный домкрат необходим каждому покорителю дорог без твёрдого покрытия. Из вышесказанного следует, что хайджек поможет не только джиперам, но и любителям покарять грунтовки на легковушках.
Это нехитрое устройство позволяет без помощи посторонних вытащить машину из пожалуй любой ловушки (яма, лужа болото и пр). Хайджек – первое оружие для борьбы с бездорожьем!
Прежде всего стоит задуматься: «куда подставлять домкрат в моей машине?». Автомобили с металлическим бампером или хорошо закрепленной, крепкой кингуриной, а так же с кронштейном фаркопа проблем не создадут!
А вот машины с пластиковыми бамперами… возможно бампер имеет металлический усилитель (как в Патриоте) и поднимать можно за бампер, разве что рискуя его немного поцарапать. Можно зацепиться специальным крючком на цепочке Bumper Lift
Но во многих случаях единственной возможностью Хаджечить машину будет использование Lift Mate – устройства для поднятия за колесо. Это ограничит возможности вашего Хайджека но всё же не оставит бездорожью шанса победить вас!
Итак, имеем творения фирмы Hi-Lift под кодовым названием HL-605. Кстати 605 это ничто иное как «60» – высота в дюймах (150 см), «5» –модификация.
Соответственно модель HL-485 отличается только высотой рейки (125 см).
Бывают ещё модели «604» и «484». Модель «5» отличается от модели «4» тем, что имеет все детали литые («плечо», «пятка» и «петлю») что повышает их надёжность. Кроме того, литая петля модели 5 имеет клювовидную форму, это позволяет использовать домкрат как тиски.
Литое Плечо имеет больший ресурс… хотя сломанных штампованных я не видел.
Литая Пятка существенно лучше врезается в грунт и не гнётся. Особенно хорошо чувствуется это на льду. Штампованная пятка выскальзывает благодаря плавно загнутым краям.
Что же касается прочности и материала рейки то, скорее всего, рейки серии 4 и 5 не отличаются, чего нельзя сказать о рейках китайских домкратов.
Внешне модели отличаются цветом – модель 5 более нарядная: рейка, механизм и пятка окрашены в красный цвет, а ручка в чёрный. У модели 4 всё наоборот: красная только ручка. Обе модели имеют удобную, легкосъемную (на шплинте) ручку-трубу.
Ах да! Забыл, ещё бывают маленькие (100 см и меньше) Хаджеки но о них не может быть и речи, для вытаскивания внедорожника из засады, они почти бесполезны.
Модель 605 и 485 самые популярные в джиперской среде. Хотя… справедливости ради замечу, что предпочтения имеют региональную особенность. В некоторых регионах предпочитают модель 4.
Кроме продукции Hi-Lift попадаются «приборы» под маркой других известных внедорожных фирм, но это большая редкость, чаще же встречаются китайские поделки.
Китайские хайджеки «Фарм Джек» и «Сорокинструмент» отличаются от фирменных неаккуратностью изготовления, меньшей надёжностью (часто гнутся рейки иногда выходят из строя механизмы) и, конечно, же ценой. Имеют красный цвет механизма и ручки и черный цвет рейки. Пятка штампованная. Ручка не легкосъёмная и сделана за цело с механизмом, что не позволит работать домкратом в тесном пространстве (например опустить накренившийся под машиной домкрат).
Из наиболее популярных аксессуаров упомяну Lift Mate – прибор для поднятия машины Хаджеком за колесо. И Off-road-base – подставка под пятку для работы на мягких грунтах.
Как он работает?
Из премудростей – на механизме есть всего один переключатель-затвор.
Переключаем вверх – можно поднимать, качая рукояткой-рычагом. На механизме перещелкиваются «пальцы» поднимаясь по отверстиям рейки как по ступеням и машина поднимается.
Опускаем вниз переключатель, опять качаем рычаг точно так же ступенька за ступенькой машина опускается.
Если в домкрате ничто не подклинивает (краска, грязь) то без нагрузки механизм должен скользить в направление работы.
То есть мы включаем подъём, подставляем домкрат под бампер и за рукоятку поднимаем механизм до контакта «клюва» с бампером и только теперь начинаем качать. Тоже самое при опускании: как только нагрузка пропадает механизм должен опуститься в низ.
От теорий - к делу!
Мчимся мы, к примеру, по полю (чтоб лебёдку которая у нас есть не за что было бы цеплять :-) и садимся в колее!
Колея, пожалуй, самый частый случай застревания автомобиля. Естественно и хайджек чаще всего используется для спасения машины из колеи. В большинстве других случаев алгоритм будет тем же.
При первом использовании мы сразу узнаем на сколько удобно мы закрепили Хайджек… и теперь подумаем как сделать это доступнее и проще :-).
Беглый осмотр показал – машина корпусом редуктора моста подвисла на твердой бровке колеи. Смотрим что дальше: колея такая же глубокая…
В большинстве случаев автомобиль необходимо поднимать за передний или задний бампер. Внедорожники как правило не преспособлены к поднятия за бок (порог). Да и потребности в этом нет! Запоминаем раз и на всегда: Хайджеком машину поднимаем за бампера!
Так вот… нам надо освободить передний мост. Переключаем хайджек в положение «поднимать». Заводим пятку под машину, чтоб рейка была под углом и в процессе поднятия принимала вертикальное положение. Подставляем под центр бампера, опора как раз встаёт на боле-мене твёрдую бровку. Дотягиваем клюв до бампера и начинаем «качать».
Колеса подняты в воздух. Можно подкинуть под колеса поленце, хворост или резиновые коврики (актуально зимой), но мы поднимаем выше! Выше бровки! Теперь отходим от хайджека и толкаем машину за крыло (упираем руки на изгибе чтоб не помять крыло!) в бок из колеи. Несмотря на кажущуюся ненадёжность, воздушность конструкции машина не легко сталкивается.
Хайджек падает, машина опускается колесами как раз в разрез колеи! Повезло! Иногда желаемого результата удаётся добиться только с третей- четвертой попытки!
Передний мост свободен! Прыгаю в машину и нажимаю на газ…. Машина стоит :-(
Конечно же я поторопился! Лень было поднимать машину сзади! Теперь передние колеса «намылили» грунт и возможно придётся и морду опять переставлять.
Поднимаем зад на всю высоту Домкрата и скидываем… Помним, что перекидывая зад необходимо убедиться что руль не заблокирован (ключ в замке зажигания; кстати на бездорожье привычка вытаскивать ключ зажигания может сыграть злую шутку! В пылу борьбы ключ можно обронить).
Проворачивающиеся колеса не будут оказывать сопротивления перекидыванию.
Опят таки повезло – уложились в один заход, если не считать что Хайджек один раз выскользнул из-за ненадежного зацепления с бампером.
Теперь вроде машина стоит на твёрдом… Плавно, в натяг трогаемся… машина пошла! Ура мы на свободе!
Важное замечание! Если машина вытаскивается в мягком грунте, на чуть более твердый, то тронуться получится только «в натяг»!
Описанный случай самый простой. Нам легко удалось выбраться на свободу. Кроме того, нам удалось избежать травмоопасного процесса – опускание автомобиля.
Как ни странно самая распространенная травма при работе Хайджеком не переломы ног и рук попавших под машину и колеса, а переломы челюсти выскользнувшей в процессе опускания рукояткой.
При опускании обязательно качайте рукоятку двумя руками! Естественно про ноги и руки тоже не забываем и следим чтоб окружающие (и мы сами) не оказывались частями тела под поднятым автомобилем.
Возможны ушибы самим Хаджеком при падении во время сталкивании с него автомобиля.
Хочу заметить, что в других случаях, когда засады оказываются более длинными поднять и опустить автомобиль придётся не один десяток раз. Но это уже препятсвие не для Хайджека а для лебёдки!
Если уж пришлось оказаться в таком месте вооруженным лишь хайджеком то придётся поднимать машину и строить под ней гать… здорово тут поможет пила если есть лес…
Бытует мнение что при наличии лебёдки хайджек и другие средства спасения больше не нужны. Ничуть не бывало! Вспоминаю недавний случай с пеньком.
На маневрировании перескочил через пенёк… Подлебедился, но не тут-то! Засранец провернулся и уперся корнями в раздатку и раму… отростком стал мять бензобак… Тянуть дальше и тяжело для лебёдке и опасно для машины.
На натянутом тросе поднимаю автомобиль за задний бампер на всю длину домкрата. Лучше если в такой ситуации хайджек будет стоять параллельно бамперу (например зацеплен за фаркоп). Машина оторвалась от зловредного пня и теперь я тянусь прямо на поднятом хайджеке. Естественно установлен Хайджек был так чтоб не повредить автомобиль при падении и чтоб автомобиль с него мог соскочить.
Машина свалилась на пенёк баком… повторяем процедуру… машина на свободе.
Часто приходится тянуться вперёд на поднятом хайджеке (машина поднята за передний бампер). Вариантов бывает много: колеса уперлись в ступеньку выше середины – бревно, канава, лёд… Домкрату это обычно не причиняет вреда.
Случаи использования Халифта в качестве лебёдки считаю не эффективными (если не сказать глупыми).
И описывать этот процесс не буду.
Замечу лишь, что в качестве сопрягаемых узлов необходимо использовать цепи и стальные тросы, исключающие растягивание. В противном случае весь «лебёдочный» ход домкрата будет израсходован на вытягивание тросов, машина же останется на месте.
А. Форосенко © 2006
-
И вот вы стали счастливым обладателем реечного домкрата. Не торопитесь прятать его в недрах салона или приворачивать к верхнему багажнику. Перед тем как отправляться в пампасы, стоит потренироваться «на сухом». Начнем с того, что подложим под колеса машины упоры, заблокируем руль и поставим ее на стояночный тормоз. Подставляя домкрат под силовой бампер или порог, следует «пятку» джека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен наружу машины. Когда вы начнете поднимать автомобиль, он выровняется, а вот если этого не сделать, то в процессе подъема он упрется в бок автомобиля и может его помять. Я знаю, что вы скажете: нам вмятины не страшны. Охотно верю, но, друзья мои, есть большая разница между боевыми вмятинами, полученными в борьбе с бездорожьем, и следами от борьбы с собственной глупостью. Ну вот, хай-джек установлен, теперь переводим переключатель режимов (единственный переключатель на изделии, расположенный слева от реечного механизма) в верхнее положение до щелчка (это может потребовать некоторых усилий), беремся за ручку и тянем за нее вверх, до тех пор пока опорная площадка механизма не упрется в автомобиль, после чего начинаем собственно процесс подъема.
Для этого встаем слева от домкрата и правой рукой беремся за конец ручки сверху, а левой держим рейку, обхватив ее снаружи, при этом большой палец прижат к рейке сбоку.
ПАЛЬЦЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАХОДИТЬ НА СТОРОНУ РЕЙКИ, ОБРАЩЕННУЮ К РУЧКЕ, А ГОЛОВА НЕ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУ РЕЙКОЙ И РУЧКОЙ.
В противном случае вы имеете «море» шансов заработать сотрясение мозга, сопровождающееся переломом большого пальца. (Если вы левша, то располагаетесь зеркально, но при этом соблюдая все указанные выше требования, потому как ручка домкрата имеет свойство вырываться из неопытных рук и слету попадать в подставленные части тела, нанося при этом максимум возможного ущерба.)
Итак, крепко беремся за ручку и начинаем делать поступательные движения вверх-вниз. При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. Поднимая машину, следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку джека в сложенном положении и слегка покачайте машину, дабы убедиться, что она не собирается падать с домкрата. При работе с поднятым автомобилем помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата, потому как при падении он пойдет именно вбок, и не дай боже вам в этот момент оказаться на его пути.
Теперь процедура вторая — опускание автомобиля. Вы думаете, самым сложным было поднять? Ан, нет. Самое сложное и травмоопасное действие при работе с хай-джеком — это опускание автомобиля. Освобождаем ручку из фиксатора и опускаем вниз правой рукой, левой же перещелкиваем переключатель режимов в нижнее положение, сделать это весьма непросто, и если не получается сразу, то слегка стукните по нему. Теперь поднимите ручку вверх и опускайте вниз, вниз она пойдет очень легко, но пусть вас это не расслабляет — будьте начеку и крепко держите ее рукой, как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки на вашу руку, придет все то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия, когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка станет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью.
ВНИМАНИЕ! НИКОГДА НЕ ОТПУСКАЙТЕ РУЧКУ В НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ, А ДЕЛАЙТЕ ЭТО, ТОЛЬКО ВЕРНУВ ЕЕ К РЕЙКЕ.
Когда машина будет опущена, освобожденный от нагрузки механизм джека опустится вниз по рейке самостоятельно, если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте.
На бездорожье
Когда машина повисает на межколейке, с помощью домкрата ее можно поднять до высоты, когда колесо показывается из колеи, после чего толкнуть машину вбок, она упадет с домкрата и при этом переставится вразрез колее. Совершать это действие лучше сначала с передней частью автомобиля, а потом с задней. В случаях же, когда внедорожник, порвав колесами болотный ковер, лег на него днищем, для того чтобы подложить под колеса сэндтраки (трапики), его нужно сначала поднять. Случаются ситуации, когда машина при лебежении упирается в бревно или твердый бруствер. В таких случаях также приходится использовать джек, иногда одновременно с лебедкой.
Реечный домкрат — устройство многофункциональное, помимо подъема, с его помощью можно, используя вес автомобиля, выдавить покрышку из посадочного желобка на диске для перебортировки колеса. Использовать в качестве тисков, для этого нужно развернуть и переставить на требуемую высоту съемный носик. Применять в качестве спасательного инструмента при авариях для того, чтобы раздвинуть покореженный металл. Для этого нужно снять опорную «пятку» и переставить съемный носик ниже подвижного механизма. А если вы запасетесь металлическим (или синтетическим) тросом, цепью с крюками на концах и двумя монтажными скобами (шаклами), то хай-джек можно превратить в ручную лебедку. Собственно, цепь с крюками, два шакла, корозащита и перчатки входят в набор HiLift Off-road Kit.
Если ваш автомобиль лишен силового обвеса, то для того чтобы поднять его при помощи хай-джека, вам потребуется специальный аксессуар lift-mate. Он одевается на носик джека и закрепляется на диске колеса. Но такой способ крепления скрывает в себе массу недостатков. Подняв машину при помощи lift-mate, нельзя поменять колесо, переставить машину в сторону из колеи и тронуться с поднятого домкрата. Единственное, в чем пригоден данный способ подъема, это в возможности подложить что-нибудь под колесо. Если силовой бампер автомобиля имеет скошенную нижнюю часть и упереть джек не представляется возможным, следует воспользоваться устройством bamper lift, которое состоит из крюка на цепи, закрепляющегося на носике джека. А чтобы домкрат не проваливался в мягкий грунт, существует специальная пластиковая площадка под пятку, называется она off-road base.
Как я уже говорил выше, уход за хайджеком до гениального прост. Достаточно всего лишь очистить его от грязи после эксплуатации или прополоскать в не очень грязной луже. Людям, привыкшим к обслуживанию собственных автомобилей (особенно отечественных марок), может показаться странным такой простой алгоритм ухода и захочется привнести свои атрибуты, например, смазывание подвижных частей моторным маслом. Так вот, это делать ни к чему — смазка только притянет на себя частицы пыли и грязи. Если в процессе работы механизм заклинило, достаточно просто пролить его водой.
Как закрепить?
В машине существует не так много мест, где можно расположить реечный домкрат.
Пожалуй, лучший вариант крепежа хайджека — верхний багажник. Правильнее всего закрепить джек на боковой его части. Крепеж домкрата на заднем бортике менее удачен, так как, во-первых, длинный джек обычно выступает за габариты багажника, а во-вторых, исключает возможность установки заднего дополнительного света.
Второй вариант — закрепить хай-джек на кузове. Единственный удобоваримый способ крепления — «стоя» на заднем бампере. Джек располагается на краю бампера, дабы не мешать открыванию задней двери. Пятка домкрата крепится на бампере, а рейка — либо на кузов, либо приворачивается к верхнему багажнику. Во втором случае джек заодно выполняет роль силового обвеса. Но при такой компоновке верхний крепеж джека должен иметь амортизирующий элемент, так как бампер, закрепленный на раме, имеет небольшой ход относительно кузова, особенно если машине сделан боди-лифт.
Так же можно закрепить домкрат на двери заднего бампера с запасным колесом, но я считаю такой способ в корне неверным, ибо внедорожное колесо увеличенной размерности само по себе сильно нагружает калитку, а вкупе с чугунным домкратом быстро разболтает и без того перегруженные петли.
Расположение джека непосредственно в салоне — самый неудачный из всех вариантов. Почему это так, вы поймете, когда будете доставать его из-под горы «шмурдяка» или ног пассажиров, а окончательное понимание настигнет вас тогда, когда придет время устраивать обратно в салон равномерно облепленный грязью домкрат, при этом он совершенно точно не уместится там, где без проблем умещался до этого.
-
а вот иллюстрация:
-
дефка при удачном стечении обстоятельств может на пару корпусов автомобиля перелететь))
-
Паша, а ты сам пробовал?
-
ниразу не держал настоящий джек в руках..
-
глядя на иллюстрацию охота совсем не хайджек в руках подержать ;)
-
Мда, а наверное придется. Будет Весело....
-
глядя на иллюстрацию охота совсем не хайджек в руках подержать ;)
А ещё лучше такой "девайс" вместе с хай-джеком возить(ну так для поддержания боевого духа) :good2:
-
Где в У-У продаются не китайские хай-джеки и сколько стоят?
-
В ЧЕКе на трубачеева есть на 120 за 4500 (этот хочу себе взять), и 150 цену не помню. Есть в крузаке на лимонова 150см цену умолчали.
-
150-ый стоит в районе 5200-5400 руб.
-
виталя фотки джека повешай...
естьу тя инетресные
и это..
обсуждения цен на джеки и места их происхождения - в болталке..
флудеры блин
-
Ну вот джек..
-
Вот же блин. С таким устройством автоматического подъема я беру и 150 :):):)
-
:mlya: На снегокопе бы так....
-
Чет как то издалека фотки берете, есть и поближе ;)
-
Я так понял - не мужское это дело хайджек =))))))))))))))))) Только голые девушки им пользуются =))))))))))
-
:85: :za:
-
Вот и надо брать с собой такую профи. из машины можно не вылазить! А пока машина достаётся ...:russian: и дальше ехать можно! :nyam2:
-
ангарчанин балумут жжотваще/))))
-
Чет как то издалека фотки берете, есть и поближе ;)
ты своего чтурмана на том этапе фотке ещо положь)))
-
ты своего чтурмана на том этапе фотке ещо положь)))
:rofl2: там хайджека в кадре нету
-
шутка..
он мне башку оторвет))
он уже один раз диск с фотками выкупал)))
-
шутка..
он мне башку оторвет))
он уже один раз диск с фотками выкупал)))
Задорого? А то у меня их много:) . Точняк, надо Егору намекнуть... :nyam2:
-
да не..
я не барыга
хорошознакомым за пару пиваса отдал..
-
да не..
я не барыга
хорошознакомым за пару пиваса отдал..
а причем тут деньги? я коньяГ лублу :nyam2:
-
а йа пивандрий)))
-
Чет как то издалека фотки берете, есть и поближе ;)
это фотомонтаж и провокацыя!!!
-
это фотомонтаж и провокацыя!!!
:rofl2: :rofl2: :rofl2: :rofl2: :rofl2: :rofl2:
-
это фотомонтаж и провокацыя!!!
Ну вот, обломал :hmm:, а я хотел Номад в пример другим Клубам ставить, как пример новаторского подхода к отдыху уставших джиперов :rofl2:
-
мда, мне бы с той раскрепощенной девушкой бы познакомится.... :)
-
мда, мне бы с той раскрепощенной девушкой бы познакомится.... :)
Гыыыы !!! А мне-бы не енто посмотреть !!!! :rofl2: :rofl2: :mlya: :mlya: :mlya:
-
номер телепона девушки занедорого могу найти..
тока не вывезите...
хватит флудить