Хронология.
20 марта.
Старт назначен на 7 утра. Подъезжаем со штурманом в 6-55. Как обычно никого нет. Через пару минут подъехал Олег. Потом Виталий и чуть позже Глобус.
Клеим наклейки, перегружаем запаску в салон. Трогаемся в 7-20.
До Сосновоозерска средней паршивости асфальт. Машин мало, нас. Пунктов тоже. Едем в среднем сотню в час. На границе Хоринский\Еравнинский район останавливаемся у позной в надежде позавтракать. Не удается, время 10 утра, местные рестораторы еще спят. Глотая слюну едем дальше. В сосновке удается пообедать\позавтракать в столовой.
Дальше – хорошая грунтовка, порой ехать приятней, чем по волнистому асфальту.
Багдарин.
16 часов вечера.
Заливаем все емкости топливом, ужинаем в кафе.
Советская власть кончается. Поднимаемся на Полютовский перевал, немного бурханим.
Опять грунтовка. Немного хуже качеством, но в целом очень даже ничего. Доезжаем до моста через Ципикан, спускаемся на лед. Советская власть окончательно остается за кормой. Фотосессия на фоне берегов Ципикана.
Едем по Ципикану до волока в Ципу. Переезжаем кочьем в Ципу.
Решаем ехать до могойского источника и там ночевать. Едем по Ципе, потом по Третьяковским озерам, переваливаем в озеро Бусани. Темнеет. Отставшие Глобус и Сани блудят по протокам, заманенные светом рыбацкой таблетки. Объясняем куда нужно ехать по рации, я возвращаюсь с километр обратно, заблудшие находятся.
Ночь есть ночь… беру на себя роль Сусанина, кружимся по долине Могоя, наконец находим нужный отворот. Подъезжаем к источнику. Дом на месте, источники парят. Возле дома стоит датсун с читинскими номерами. Вламываемся в дом, будим хозяев. Мужик с женой и то ли тещей толи матерью. Половина участников нашла в себе силы принять обжигающе горячую ванну.
В доме тепло, но оно немного обманчиво. На полу в верблюжъем спальнике мерзнет нос. Штурман ворочается – у него спальник не такой толстый. Под утро залазит на нары.
Эта ночевка была пожалуй самая некомфортная.
21 марта
Утром -30
Но днем зимовье – хорошо. Завтракаем свежими оладушками.
Здесь запланирована дневка. После завтрака уже весь личный состав принимает ванны (неоднократно) и любуется красотами источников.
После обеда дух странствий не дает покоя - решаем ехать в Уакит – ночевать.
Доезжеам до Уакита, раздаем пряники. До темноты еще как минимум 3 часа. Едем дальше. Дорога до Ципы идет кочьем, едем довольно долго. Доезжаем до Горбылка – «здравствуй Ципа!!!»
Вниз по Ципе до м\с Ую 75 км. Вьем бесконечные петли – река сильно меандрирует. В устье р. Вековьё – первая наледь. «Здравсвтуй Вековье!» Дрифт в сумерках. Едем дальше. В устье Кандакана очередная наледь. Иду первым, вижу воду. Торможу, кручу руль. Машину заносит и она идет левым боком вперед. Потом левые колеса ломают лед и машина встает на два колеса и балансирует на грани «ушей» несколько долгих секунд. На багажнике 80 литров топлива…
Серега с Олегом, идущие следом утверждали, что бегло проинспектировали состояние крестовин на моих карданах. Скорость после этого падает километров до 40 в час.
В глубоких сумерках доезжаем до м\с Ую. Осматриваем достопримечательность «МИ-4, упавший в Ципу 30 лет тому назад»
Заезжаем до мс, просимся на ночевку. Потом едем до нашей старой базы вниз по Ципе 600 м. От базы осталось два полуразрушенных зимовья. Находим хреновину странного вида и предназначения. Теряемся в догадках.
Ночуем на мс. Есть электрочайник, телевизор и раскаленная кирпичная печь.
22 марта.
Подъем как-то сам собой в 6-00.
За окном за 30. Сафарик отказывается заводится. Греем лампой – заводится.
В 7-00 отчаливаем.
Уходим с Ципы, едем зимником. Частично по озерам, частично сухопутьем. Кочка…
Переваливаем в Бамбуйку.
«Здравствуй Бамбуйка!!!»
Наледи, наледи, наледи….
Лед синий, зеленый, белый, желтый…
Бугры пучения. Дрифт, фотосессии…
Какое-то время едем вдоль Бамбуйки, затем небольшой перевал в Жанок. На Жанке – как обычно необозримая наледь. Зимой здесь бывает очень весело. Нам повезло – немного смочили колесики на самом выезде с наледи.
Перевал в Бамбукой. Тоже невысокий. Дорога идет по моренному валу. Очень своеобразный рельеф – куча мелких термокарстовых озер, бугры, жидкий лес. На спуске в реку развилка. Здесь можно было уйти на Ирокинду через Моховое, но нам нужно попасть на м\с Тилишма, поэтому едем прямо.
Бамбукой в месте брода не замерзает, опять мочим колеса.
Затем дорога мдет вдоль до Бамбуйки, до зим. Аматкан. На поляне сворачиваем направо, доезжаем до прижимов по Бамбуйке. Опять «Здравствуй Бамбуйка!». Настроение хорошее, малость подурачились на льду.
Возвращаемся, начинаем подниматься на перевал с Тулдунью. Подъем сильно размыт, приходится впервые за поездку включить понижайку.
С перевала открываются грандиозные виды на горы Бабанты и Южно-Муйский хребет.
Перекусываем салом и колбасой, запиваем чаем из термоса. Начинает идти снежок.
Спускаемся в Тулдунь. Снег начинает валить стеной.
Тулдунь интересная речка. Небольшая, но от берега до берега залита наледями и все это вспучено. Все время едешь выше берегов метра на 1,5-2. При выходе в широкую долину бугров становится меньше, но появляются свежие наледи, едем прямо по воде. Дорога идет местами берегом, но по берегу ехать тряско и мы утыкаемся то в наледь то в завалы.
М\с Тилишма. Здесь у моего штурмана работает отец. Подъезжаем – говорят уехал вас встречать. Ну епрст!!!! Варим обед, ждем… 4 часа прождали – нет. Приходит работник м\с, говорит щас заведу Урал, поеду его догонять. Заводит – уезжает. Больше мы его не видели) Решаем ехать дальше.
До отворота на Ирокинду крадемся медленно, заглядываем за повороты – навстречу в любой момент в лоб могут вылететь Урал или уазик. На одном из поворотов уазик все-таки появляется. Встреча на Эльбе (то есть Тулдуни)
Постояли-поговорили, и – на Ирокинду.
Дорога вверх по Ирокинде. Тоже вся в наледях. Километров за 20 до поселка начинает работать МГФ, звоним домой.
Темнеет. Сам поселок проходим ночью. Начинается вполне сносная грунтовка.
Впереди на обочине Мерседес, мужик машет рукой. Останавливаемся. Спрашивает компрессор. Подкачиваем ему запаску, просит накачать колесо – да где там, дыра у диска. Мысленно кручу пальцем у виска – на 45-м профиле по таким дорогам ездить? Просится к нам в колонну – да наздоровье! Через несколько км не выдерживает темпа и теряется гдето сзади.
От Ирокинды до Таксимо дорога через Южно-Муйский хребет. Снега выше машин, серпантины, серпантины… Жаль что прошли ночью, днем там есть на что посмотреть.
перед Таксимо пересекаем рельсы БАМа
Таксимо.
Находим гостиницу, пьем чай, принимаем душ и спать.
23 марта
Опять как-то не сговариваясь в 6 часов все были на ногах. Завтракаем, собираемся, трогаемся. Пока ехали до вокзала обнаружили у Глобуса открутившийся амортизатор. Начинается дефиле по Таксимо в поисках втулок и гайки. Магазины все закрыты. Через полтора часа Андрей вспоминает про волшебный ящичек в багажнике, достает оттуда втулку и гайку, ставит все на место.
Выходим из Таксимо. Впереди широкая и прямая как стрела грунтовка. Прем по ней. Километра через 3 чувствуем неладное – навигатор кажет направление на север, а нам надо на запад. Пытаем Глобуса, он кается что заблудился и попер на Бодайбо. Разворачиваемся, ищем отворот на Улан-Макит.
Дорога сначала вроде ничего, потом все хуже и хуже. Начинают вытрясаться мозги. Скорость падает до 20 км\ч. В итоге 230 км до Куморы мы ехали около 7 часов. Тяжелый день, утомительная дорога. По сторонам – неброская северная красота. Местами очень даже ничего.
Полуразрушенные мосты.
После Северомуйска, до пос. Тонельного обстановка меняется. Вдоль тоннеля дорогу содержат в хорошем состоянии. Много снега, разъезд со встречкой - целое приключение, особенно в районе Янчукана.
Новый Уоян. Долго ищем где можно покушать. Опять дефиле по поселку. Находим кафе, скупаем все что есть. Хозяйка рада – завтра можно не работать! Так прям и сказала)
Заправляемся.
Едем до Куморы. После вдольбамной дороги на Кумору ведет просто автобан, 70 км пролетаем за час с небольшим.
Озеро Иркана, в сумерках поиск источника на его берегу. Первый отворот – не то, второй – опять не то. Пешая разведка – О! есть! Источник так себе, вода чуть теплая. Летом была погорячее помнится.
Двигаемся дальше.
Р. Срамная. Проходим удивительно легко и быстро. Даже из машины ни разу никто не вылез.
Перевал в Светлую. Много снега, глубокая колея, в которую эскудо никак не попадает. Приходится постоянно крутить рулем.
Опять самый интересный и сложный участок прошли по темноте. Дорога вся в наледях, уклон в сторону реки. Машину стаскивает боком.
Доезжаем до Намамы. Спускаемся в реку – наледь ни конца ни края. Попытались доехать до зимовья на Октоките, бросили эту затею. Наледь, глубокий снег, ночь…
Поднимаемся на перевал на 110, заезжаем в озеро, ночуем в машинах…
24 марта
Костер, пилка льда для чая, чай-кофе-доширак.
Трогаемся.
На выезде с озера малость забегемотился)
110 км, перевал в Баргузин, Ковыли – дорога знакомая и проторенная)
Зимой по ней ехать в разы быстрее.
Доезжаем до кордона, запись в гроссбух.
Лед на Баргузине провалился, в промоине – вода. Объезжаем рядом.
Умхэй.
Мест нет. Размещаемся в ванном корпусе. Теплые кафельные полы, отопление. Обедаем в столовой – как белые люди.
Горячие ванны, вечером – баня. Праздничный обед на ДР Виталия.
Расслабуха)
6 марта.
Накануне вечером кто-то предложил сделать подъем в 5 утра.
Двое поставили будильники на 5
На улице -25 и ветер. БР-р-р-р-р…
Завтракаем, грузимся и в путь.
После Улюнхана уходим в сторону Майского. Немного блудим. Натыкаемся на стаю тетеревов.
В конце концов выходим на Майск и встаем на ГСД.
Сегодня по плану посещение гаргинского и инского источников.
Доезжаем до деревни Тунгэн, спрашиваем у местных где источник и как туда проехать. В ответ «Ой далеко-о-о-о-о… Как проехать не знаем» Находим какого то Дерсу, он садится в сафарь и выводит на начало дороги. Дорога… хм… однако даже местные на Жигулях не ездят.
Приехали на курорт. Заброшенный. Дома, столовая, ванный корпус…
Источник описывать – просто нет слов. Бъет прямо из скалы. Температура – около 80 град.
Неспеша варим обед и обедаем на берегу Гарги. Уезжать совершенно не хочется.
Но – увы, надо…
Обратно вернулись прямо по льду Гарги, хотя местные жители в ответ на вопрос «А по реке можно проехать?» смотрели на нас как на идиотов.
От Арзгуна решили срезать до ГСД напрямки по ЛЭП. Малость побегемотились в надувах.
Едем по ГСД до Ины. По пути пересекаем песчаные дюны. Немного странно видеть на фоне замерзших болот и заснеженных гор настоящие барханы.
перекус, фотосессия.
Едем дальше.
пос. Юбилейный, потом вверх по Ине.
Устье р. Турокчи. Скала на месте слияния Инны и Турокчи.
В 3 км выше – источник.
Кто-то задает вопрос – почему у нас все источники в таком плачевном состоянии.
Полная разруха.
Источник кстати почти холодный. Наверное зима…
Интересная штуковина – баня «по-черному». Прямо в бане бъет источник.
Собственно почти всё.
После этого просто ехали до города. Ничего интересного и особенного. Разве что в Читкане не могли найти выезд в нужную сторону и раза три проехали его из конца в конец, распугивая жителей.
Общий пробег составил около 2300 км.